Елена (konstantinna) wrote,
Елена
konstantinna

Кисловодск. От Малого до Большого седла.

Была у нас мечта: остановиться непосредственно в Кисловодске, встать пораньше и дойти не просто до верхней станции канатной дороги, а дальше, до Малого седла. В этот раз мечте суждено было сбыться. Но ведь где Малое, там рукой подать и до Большого. В общем, "не замахнуться ли нам.."? И мы замахнулись!
Прогноз погоды не предвещал ничего хорошего. Решили, до куда дойдём, до туда дойдём, никакого перекуса с собой не взяли. Дошли до Красного солнышка, оттуда, убедившись, что туч на горизонте нет, вскарабкались к верхней станции канатной дороги и по знакомой с января дороге бодрым шагом пошли к Малому седлу.

Малое - направо, а впереди - вот оно, рукой подать - Большое. Решили сначала поприветствовать Малое седло, а потом, сколько будет сил, пойти в сторону Большого. Забегая вперёд, скажу, что в тот день мы до конечной точки маршрута всё-таки не дошли: побоялись, что не останется сил на обратную дорогу. Но места эти нам настолько понравились, что на следующий день мы вернулись на вот эту точку между Малым и Большим сёдлами уже на такси (опыт с зимы есть) и уже не спеша, наслаждаясь видами, пошли гулять по лугам.

Вот эти две прогулки я вам сейчас и покажу, за исключением встреченных по дороге птиц, ибо им посвящён отдельный рассказ.

Сначала вид с Малого седла.

Травы и цветы вдоль дороги.

На этот необычный цветок на склоне Малого Седла я бы не обратила внимание, если бы его не фотографировали другие туристы. Если я не ошибаюсь, это дифелипея - во всяком случае именно его описание я нашла в купленном шикарном путеводителе по Кисловодску.

Дорога в сторону Большого седла.

На вершине видна триангуляционная вышка. Таких вышек здесь три. Одна на Малом, другая на Большом седле, а третье на вершине между ними, которая на картах maps.me подписана тоже как Малое. Мы для себя назвали её Средним.

Это собственно Большое Седло и люди на нём.

Дорогу осилит идущий...Подъём по прямой на открытом солнце ощутимо сложнее, чем по серпантину на тенистом терренкуре.

По правую руку, если идти вверх, лесок с манящей тенью, там мы чуть-чуть отдохнули уже на спуске, после того как покорили "Среднее" седло.

Вот оттуда мы спустились...

Главное, чтоб оставались силы любоваться цветами...

Малое седло под нами.

И снова цветы...

Если бы мы в тот день дошли до Большого седла, то мы не увидели бы той красоты, что открылась нашим взорам на следующее утро. Погода в эту поездку была комфортна для прогулок, если только не лил проливной дождь, но абсолютно непригодна для созерцания вершин кавказских гор. Но тут, достаточно рано утром, небо было безоблачным, и красавец Эльбрус предстал перед нами во всей своей красе.

Восторгу нашему не было предела.

Так мы и шли в сторону Большого седла, периодически проверяя, тут ли он, не скрылся ли ещё за облаками. Поэтому не удивляйтесь, кадры с Эльбрусом будут чередоваться с цветами, бабочками и просто красивыми пейзажами.

А ещё можно было разглядеть на горизонте Кавказский хребет.

Узнаёте внизу, уже далеко, Малое седло?

А ещё, если бы мы прошли весь маршрут накануне, мы бы не увидели пасущийся на склоне Большого седла табун лошадей.

Игры с фокусом и композицией.

Фото на фоне у "Среднего" седла, той точки, до которой мы дошли накануне.

Снова Эльбрус, цветы, Кавказский хребет...

Попытки сфотографировать ветер. На Большом седле ощутимо ветреннее и прохладнее, даже чем на Малом. С Нижним парком Кисловодска вообще не сравнить. А как там дышится!

Мне кажется, этим можно любоваться вечно.

Но уже видно, как на Эльбрус начинают наползать облака.

До вершины Большого седла рукой подать, подъём идёт по небольшому серпантину, и стоило нам обогнуть холм, как глазам открылась одна из горок, то ли Юца, то ли Джуца.

Лошади - само совершество!

И вот они уже позади.

А на горизонте, в противоположной от Эльбруса стороне, показался силуэт Бештау.

Бещ\штау, Машук, Юца, Джуца...

Туда, в сторону Ессентуков и Пятигорска тоже идёт тропа. Судя по карте, до Долины Очарования у Подкумка пройти можно... Далеко, конечно. Но мне кажетмся, я бы шла и шла по этим лугам...

Но нам надо разворачиваться и идти обратно к Кисловодску.

Когда мы дойдём до Красного Солнышка, от Эльбруса на горизонте не останется и следа, он и сейчас уже почти скрылся за облаками, и только мы знаем, что вот те два одинаковых холма-облака и есть снежные вершины.

Но вы наверное утомились от трудного подъёма, поэтому я замолкаю и предоставляю вам возможность остаток дороги любоваться окружающими красотами в полной тишине.

Ой, нет. А вдруг вы без меня не увидите, что это тоже Эльбрус!

И в заключение: вот эти две вышки - "среднее" и Большое седло.

Они уже далеко позади.

А вон Малое, туда сегодня не пойдём.

Но если мне ещё раз доведётся оказаться в Кисловодске, я первым делом побегу сюда, на эти холмы и луга...

Tags: КМВ, природа, путешествия

• Письма из прошлого. Часть 5.

7 марта 1961го Зоя Кузьмина пишет: "...вся кругом обстановка складывается благоприятно: у них образовалось много друзей, т.к. Женя пленил своей…

• Письма из прошлого. Часть 4.

В письмах, фрагменты из которых я продолжаю публиковать, часто упоминается, что мы жили "на горе". Вот и здесь, в письме от 7 марта 1961…

• Письма из прошлого. Часть 3.

И ещё один фрагмент из письма Зои Кузьминой моей ленинградской бабушке. 12 октября 1962 "Несколько дней назад была у «ваших» на горЕ. Пробыла одну…